Отправлены за печку космические карты…

Загрузка…

Роскосмос — это российская корпорация, которая управляет всеми космическими проектами нашей страны. А всегда ли он занимается своими непосредственными обязанностями?

КАК ЭТО БЫЛО

В эти дни наша космонавтика отмечает знаменательную дату. Однако отношение к ней двоякое, даже не знаешь, радоваться или плакать. Тут, как в анекдоте, есть две новости — хорошая и плохая. С какой начать? Начнем с хорошей.

9 августа 1976 года с космодрома Байконур ушла в космос автоматическая станция «Луна-24». Ее цель — достигнуть Луны, совершить мягкую посадку, взять образцы лунного грунта и доставить их на Землю.

Эта программа была с блеском выполнена, и это неудивительно. Ранее две аналогичные советские станции уже успешно выполнили точно такую же миссию. В то время это стало привычной и очередной победой нашей непилотируемой космонавтики.

Теперь о плохом. «Луна-24» — это последний космический аппарат, отправленный в сторону Луны с территории нашей страны. С тех пор прошло 43 года. И что? Ничего! И это в то время, когда на самой Луне и вокруг нее вовсю тусуются американские, европейские, китайские, индийские и японские роверы и спутники. А России там нет! Не странно? А ведь в отличие от прошлого века у нас сегодня существует такая мощная космическая корпорация, как Роскосмос! В чем причина?

Возможно, в том, что в прошлом веке в космической отрасли работали инженеры, конструкторы и ученые, включая академиков, а в нынешнем — эффективные менеджеры, которые в космонавтике мало что смыслят, но зато могут умело распределять финансовые потоки, которые направляются государством на развитие космической отрасли.

Сейчас даже скучно перечислять, сколько уголовных дел открыто на «специалистов» высшего звена из Роскосмоса в связи с хищениями в особо крупных размерах. А наш перспективный космодром Восточный — это вообще притча во языцех. Там воровали миллиардами.

А между тем в перспективной лунной программе Роскосмоса значится, что в период 2021-2025 гг. состоится полет станции «Луна-25» с той же миссией, что и у станции «Луна-24». Спустя полвека. Грустно, господа.

КАК ЭТО СТАЛО

Совсем недавно, в июле, в Екатеринбурге прошла выставка «Иннопром-2019», где корпорация Роскосмос представила свой первый беспилотный трактор для нужд сельского (и, вероятно, городского) хозяйства без водительской кабины за ее ненадобностью. Трактор же беспилотный.

Теоретически, по словам разработчиков, машина умеет самостоятельно строить маршруты, объезжать препятствия и сохранять безопасную скорость движения. Но это цветочки, ягодки впереди. Внутри трактора есть технические средства, которые способны получать навигационные сигналы от спутника, сообщающие о местоположении сельхозмашины с точностью до 10 сантиметров. Куда там до такой точности деревенскому механизатору! Исходя из этого, смарттрактор легко построит маршрут и поедет туда, куда его пошлет председатель колхоза. Да что говорить! Роскосмос теперь может обеспечить самостоятельную езду любой сельскохозяйственной техники, комбайна например. Так было сказано.

Но есть одна закавыка. К сожалению, разработчики беспилотного трактора из подразделения Роскосмоса под названием Научно-производственное объединение автоматики на презентацию привезли только прототип трактора и не смогли показать, как он пашет и сеет в отсутствие тракториста на реальных полях и как ездит по реальному российскому бездорожью. С точностью до 10 сантиметров.

Они честно сказали, что на сегодняшний день трактор самостоятельно работать не может — ему нужен человек, который будет следить за правильностью его движения и разрабатывать маршрут. Можно представить, как это будет выглядеть. Представитель Роскосмоса будет бегать за беспилотным трактором по колено в грязи с пультом дистанционного управления в руках и мокнуть под дождем (кабины-то для тракториста не предусмотрено!). И вряд ли у него получится лучше, чем у сельского Петьки или Васьки на обычном тракторе «Беларус», которые знают посевные поля и все колдобины на бездорожье как свои пять пальцев. Причем без помощи дорогостоящих спутников, ГЛОНАСС и GPS.

РОСТРАМВАЙКОСМОС

Но началось все не с этого. Все началось в марте 2019 года, когда глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин загорелся идеей проекта беспилотного медицинского трамвая и публично заявил: «Сейчас дано поручение сделать первый опытный трамвай медицинского назначения, в котором будет два-три вагона. Дальше мы проведем испытания, проведем маркетинг и посмотрим: если это пойдет, то почему бы и нет. Он мог бы быть с Wi-Fi, с элементами медобслуживания, когда человек садится в трамвай и по дороге может пройти минимальное медицинское обслуживание».

Эксперты-медики недоумевают, полагая, что трамвай, даже беспилотный, не лучшее место для измерения давления и взятия анализов крови. И уж совсем непонятно, какое отношение беспилотные трактор, комбайн и трамвай имеют к освоению космоса, ради чего, собственно, и создана корпорация Роскосмос.

А не лучше ли оставить тракторы трактористам, комбайны комбайнерам, трамваи вагоновожатым, а восстановление и подъем нашей заброшенной и загубленной космонавтики Роскосмосу?

Пора бы уже per aspera ad astra — через тернии к звездам. От космической корпорации ждут вестей из космоса, а тут все вести с полей. Сколько можно паразитировать на разработках Сергея Павловича Королева 60-летней давности? И на несчастных «Протонах» тоже! Где разрекламированная «Ангара»?

Правильно писал дедушка Крылов: «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Валерий Мальчев.

Фото: ROSKOSMOS

http://mirnov.ru/nauka-i-tekhnika/kosmos-i-neizvedannoe/otpravleny-za-pechku-kosmicheskie-karty.html