Виртуальный мозг хищного слизня подсадили на «наркотик»

Команда ученых разработала ASIMOV — компьютерную программу, имитирующую нервную систему хищного слизня и способную испытывать самую настоящую зависимость.

Виртуальный мозг хищного слизня подсадили на «наркотик»

Нервная система, лишенная каких-либо причудливых схем и сложных слоев мышления более высокого порядка, является всего лишь калькулятором для принятия разумных решений. Еда хороша, но что, если она ядовита? Избыток калорий негативно скажется на здоровье, но они приносят массу удовольствия — как быть?

Чтобы лучше изучить то, как рудиментарный мозг принимает решения между конкурирующими интересами, исследователи из Университета Иллинойса воспроизвели в цифровом формате одну из самых простых нервных структур дикой природы — хищного морского слизняка Pleurobranchaea californica.

Искусственный «мозг» был назван ASIMOV, в честь известного писателя-фантаста. В отличие от аналогов, сеть искусственных нервов позволяет ASIMOV оценивать сроки приема пищи и ее качество на основе прошлого опыта. Специальное программное обеспечение позволяет системе испытывать чувство удовлетворения от того, что она ест.

«Мы хотели как можно натуралистичнее воссоздать настоящую зависимость», рассказала Екатерина Грибкова, ведущий автор исследования. Работая с коллегами Марианной Катанью из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Ранором Джиллеттом из Университета Иллинойса, Грибкова подняла гедонистические предпочтения своего киберслизня на новый уровень, вынудив его подавлять чувство голода при поиске пищи, доставляющей удовольствие.

Выяснилось, кого приносили в жертву в древнем Иерусалиме

Наука
Выяснилось, кого приносили в жертву в древнем Иерусалиме

ASIMOV быстро научился поглощать питательные лакомства, обходя стороной вредную и невкусную пищу. Однако во время сильного голода он не брезговал никаким источником калорий. Впрочем, настоящие испытания начались тогда, когда в пищевую цепочку был интегрирован еще один вариант — лакомство, не имеющее питательной ценности, которое исследователи называли «наркотиком».

Его основная цель — вызывать у искусственного «мозга» слизня позитивные эмоции, но лишь до определенной степени. Каждый раз, когда ASIMOV получал новую «дозу», эмоции становились все менее приятными. «Принцип тот же, как и у кофе, удовольствие от которого ощущается все слабее, стоит лишь начать пить его каждый день», поясняет Джилетт.

Способность слизняка неврологически адаптироваться — так называемая гомеостатическая пластичность — вскоре заставила бедное цифровое существо жаждать мимолетного удовольствия сверх всякой меры, заставляя его в конечном итоге все время искать «наркотик», не оставляя времени на поиск пищи. Исследователи любезно отправили киберслизня в реабилитационный центр, где программа постепенно очистилась и восстановила прежнюю чувствительность к воздействию «наркотического» лакомства.

Примеры наркотической зависимости в дикой природе встречаются не так уж редко, однако благодаря ASIMOV ученым впервые удалось создать практическую модель, на которой можно отрабатывать различные стратегии исцеления — при этом ни одно живое существо, будь то человек или даже хищный морской слизень, не пострадает.

http://www.popmech.ru/science/news-591623-virtualnyy-mozg-hishchnogo-sliznya-podsadili-na-narkotik/