Boeing доэкономился до крушений
Попытка сэкономить на программистах могла стать причиной авиакатастроф самолетов Boeing 737 MAX. Об этом сообщает американская газета Seattle Times.
Авиационный аналитик Питер Робинсон недоумевает, почему компания, известная кропотливой отработкой конструкций своих самолетов, допустила базовые ошибки в программном обеспечении?
Инженеры Boeing признаются, что к этому привело стремление их боссов любым способом сэкономить деньги: к работе были привлечены низкооплачиваемые контрактники со стороны и отстранены опытные инженеры.
Постепенно ведущий американский производитель самолетов и его субподрядчики стали полагаться на временный персонал, иногда из стран с неразвитой аэрокосмической промышленностью, например из Индии. Эти сотрудники соглашались разрабатывать и тестировать программное обеспечение, получая за свой труд в несколько раз меньше, чем американские специалисты.
Инженеры в Индии работают всего за 5-10 долларов в час, тогда как в США требуется платить за аналогичный труд 40 долларов.
В офисах Boeing были выделены помещения для недавних выпускников колледжей, работавших на индийского разработчика компьютерных программ HTL Teсhnologies, сразу возникли проблемы с написанием компьютерных кодов. Индийцы явно уступали по своей подготовке инженерам Boeing, их работу приходилось раз за разом переделывать.
Взамен Boeing получил из Индии серьезные заказы на десятки миллиардов долларов. Индия заказала сотню Boeing МАХ, возникла захватывающая перспектива полного вытеснения с индийского рынка Airbus.
В обмен на заказ самолетов от Air India на 11 млрд долларов Boeing обещал инвестировать 1,7 млрд в индийские компании.
Компания Rockwell Collins, производящая электронику для рубки пилотов, одной из первых передала значительную долю своих площадок в Индию. В 2011 году Boeing объявил индийскую Cyient своим официальным поставщиком в области программной инженерии, анализа нагрузок и дизайна для моделей 787 и 747-8.
Сейчас руководство Boeing уверяет, что не использовало индийцев в разработке программ маневрирования самолета, связанных с катастрофами. В свою очередь, индийская компания не стала объяснять специфику своей работы при создании Boeing МАХ.
Между тем проверка Федеральной авиационной администрации США выявила еще более глубокие проблемы с программным обеспечением Boeing: обнаружен критический сбой в компьютерном чипе, который не справлялся с обработкой поступавшей информации. Инженеры, в течение восьми лет разрабатывавшие МАХ, жалуются на давление от управленцев, требовавших ограничить изменения, которые могли бы повлечь за собой дополнительные затраты денег и времени.
МАХ был модернизированной версией самолета, созданного еще 50 лет назад, и требовалось свести к минимуму все изменения в нем, чтобы «выпекать» эти самолеты, как пирожки, на тех же самых сборочных линиях.
Так кто же допустил роковые ошибки, кто и когда принял критические решения по компьютерному обеспечению?
Следствие выяснило, что во время крушений самолетов, в результате которых погибли 346 человек, система MCAS подтолкнула самолеты к неконтролируемым погружениям из-за плохих данных с одного датчика. Сигнальная лампочка, которая могла бы предупредить экипажи о проблеме с датчиком, была неправильно установлена в программном обеспечении для отображения полета.
Сегодня боссы компании спасают свою шкуру и клянутся, что высокое руководство не знало о происходящем. Но признания не снижают недоверия к их самолетам. Огромная автопарковка для сотрудников компании в Сиэтле забита «лучшими в мире» самолетами, от которых отказались заказчики.
Николай Иванов.
Фото: BOEING.COM
http://mirnov.ru/nauka-i-tekhnika/tehnologii/boeing-doyekonomilsja-do-krushenii.html