Аристотель делит наблюдательные науки на математику, естественные науки и теологию.
Метафизика и теология
Согласно Аристотелю, богословие — наука о высших, первых началах битвы . Он имеет дело с познанием «того, что вечно, неподвижно и отделимо». Это «оригинальная наука». (Метафизика, VI 1, 1026a) Аристотель также называет это первой философией , а также просто софией , мудростью (есть определенное совпадение и непоследовательность в использовании терминов философия, мудрость, наука и теология).
Только в римские времена название «метафизика» ( лат. Metaphysica ), которое происходит от греческого языка, стало использоваться для обозначения «первой философии» . которые нацелены на эту физику, «то, что идет после физики».
Слово богословие приобретает в христианской (позже исламской ) религии особое значение в толковании Откровения. Таким образом возникает противоречие между теологией и философией и проблема соотношения «двух истин», которая является одной из основных проблем средневековой философии.
Логика, физика и этика
Модификация вышеупомянутого Аристотелевского разделения «наблюдательных наук» на три части в эллинистические и римские времена использует разделение философии на логику, физику и этику. Физика (то есть естествознание) охватывает все естественные науки в нашем понимании этого слова. В средние века логика и физика часто объединялись в теоретическую философию , а этика — в практическую философию. (Виндельбланд, стр. 60) Богословие, как уже упоминалось, особо выделяется. Этика была добавлена как особая дисциплина, имеющая дело с понятиями добра и зла, а также с тем, что следует и чего не следует делать.
Практическая философия
Аристотель ввел термин практическая философия в никомахову этику, которая делится на этику, экономику и политику. Более поздние мыслители не интересовались экономикой как искусством, и только в новом веке возникла экономика как особая наука. Политика также снова стала предметом философии политики только в эпоху Возрождения. Однако этика всегда была и остается одной из ключевых философских дисциплин. Для более глубокого погружения в философию рекомендуем почитать книгу Фридрих Ницше в XXI веке, в которой рассказано влияние немецкого философа на сегодняшний день.
Математика и логика
Математика после Аристотеля также была выделена из общего понятия философии. Это стало особой профессией, требующей упорного изучения и принятия определенного образа мышления. Принцип Платона, который стоял у входа в Академию, больше не мог соблюдаться : «Пусть не входит никто, не знающий математики». Он остается таковым и по сей день.
Логика была основана Аристотелем как особая наука . За более чем 2000 лет в нем было мало инноваций. В XIX в. века в философии математики , которая стремится надежно установить математический способ познания, возникает проблема взаимосвязи математики и логики. В XX в. ул. логика резко развивает свой формальный инструментарий и становится особой профессией, требующей напряженного изучения и того же «формального» образа мышления, что и математика.
Философия природы и естествознания
Естествознание оставалось частью философии как философия природы до XIX в. ул. Затем создается понятие естественных наук и их разделение на разные науки и дисциплины. Однако на самом деле уже в XVII в. ул. «Философия природы» превратилась в особую дисциплину.
В XIX и XX вв. методы и источники безопасности естественных и социальных наук являются предметом интенсивных философских исследований. Точность естественных наук становится всеобщим идеалом, которому часто стремятся следовать социологи и другие, особенно экономисты. Однако это также приводит к реакции, утверждению, что в «духовных науках» точность невозможна и нежелательна.
С другой стороны, достижения естественных наук и математики, которые резко меняют устоявшиеся концепции и расшатывают основы самой науки (например, теории относительности и квантовой физики ), побуждают ученых к философским размышлениям, а философов — интересовать их. наука.
Третий элемент взаимоотношений между естественными науками и философией — это этические и политические дилеммы, вызванные невероятно успешным применением науки как метода. Наука меняет мир, но кому это выгодно ? Это хорошо ? Должны ли мы по-прежнему делать то же самое, что и раньше?