В центре Млечного Пути обнаружены гигантские пузыри

Международная команда астрономов рассмотрела одну из самых больших структур, когда-либо наблюдавшихся в Млечном Пути. Обнаруженная пара радиоизлучающих пузырей достигает сотен световых лет «в высоту», затмевая все другие образования в центральной области Галактики. Результаты наблюдений и выводы ученых опубликованы в журнале Nature, пишет издание «Ин-Спейс».

Радиоизображение симметричных пузырей, выходящих из центра Млечного Пути. Фото: Oxford, SARAO
Радиоизображение симметричных пузырей, выходящих из центра Млечного Пути. Фото: Oxford, SARAO

«Сердце нашей Галактики относительно спокойное. Тем не менее центральная черная дыра Млечного Пути может стать нехарактерно активной, пожирая огромные скопления пыли и газа. Вполне возможно, что одна из таких безумных трапез вызвала мощные вспышки, которые и раздули эту ранее невиданную особенность», — рассуждает ведущий автор исследования доктор Иан Хейвуд из Оксфордского университета (Великобритания).

Используя телескоп MeerKAT Южноафриканской радиоастрономической обсерватории (SARAO) на длинах волн около 23 сантиметров, астрофизики нанесли на карту нашей Галактики протяженные области, исходящие из ее центра. Радиоизлучение такого типа генерируется в процессе, известном как синхротронное излучение, при котором электроны, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света, взаимодействуют с мощными магнитными полями. Это создает характерный радиосигнал, проникающий сквозь плотные облака пыли, блокирующие видимый свет от центра Млечного Пути.

Исследовав почти одинаковую протяженность и морфологию обоих пузырей, ученые полагают, что они нашли убедительные доказательства их формирования в результате сильного извержения, которое за короткий период времени прорвалось сквозь межзвездную среду в противоположных направлениях.

Радиоизображение центра Млечного Пути с частью массива телескопа MeerKAT на переднем плане. Фото: Oxford, SARAO
Радиоизображение центра Млечного Пути с частью массива телескопа MeerKAT на переднем плане. Фото: Oxford, SARAO

MeerKAT обладает беспрецедентной чувствительностью и возможностями визуализации, которые в сочетании с географическим преимуществом наблюдения позволили наиболее четко запечатлеть радиоволны, исходящие из центра нашей Галактики. Новые наблюдательные возможности продолжают хроники Млечного Пути, собирающие воедино историю галактического центра и сверхмассивной черной дыры, скрытой в нем. Хотя вновь обнаруженной структуре, вероятно, уже несколько миллионов лет, она еще доступна для наблюдений, и ученые стремятся выяснить ее происхождение.

«Форма и симметрия позволяют предположить, что потрясающе мощное событие произошло несколько миллионов лет назад очень близко к центральной черной дыре. Это извержение, возможно, было вызвано огромным количеством межзвездного газа, падающего на нее, или всплеском звездообразования, который вызвал ударные волны, проходящие через галактический центр», — заключили авторы исследования.

Панорама центра Млечного Пути от «MeerKAT», охватывающая площадь 1000 на 500 световых лет. Фото: MeerKAT
Панорама центра Млечного Пути от MeerKAT, охватывающая площадь 1000 на 500 световых лет. Фото: MeerKAT

Обнаруженные огромные пузыри до сих пор были перекрыты чрезвычайно ярким радиоизлучением из центра Галактики. Выделение этой структуры из фонового «шума» стало техническим успехом, достигнутым только благодаря уникальным характеристикам MeerKAT и его удачному расположению в Южном полушарии. С этим неожиданным открытием астрофизики перелистнули еще одну страницу в изучении Млечного Пути, задокументировав новое проявление галактических потоков материи и энергии, управляемых центральной черной дырой.