«Как это слово помнишь?» или феномен прескевю — «почти увиденное»

Всем знакомо это чувство глубокого разочарования в самом себе, когда слово вертится на кончике языка. С 60-х годов это явление изучалось: ученые пытались сделать с ним хоть что-то. И спасибо науке – спасение нашлось. Понятие прескевю, что значит «почти увиденное», описывает состояние, когда ты почти нашел слово, уверен, что знаешь его. И будь у тебя полсекунды, сумел бы сказать, но нет – не выходит. В английском языке такого слова нет.

Согласно исследованиям, ситуации, когда слова зависают на кончике языка, случаются постоянно. Большинству это действует на нервы раз в неделю. Но вот людям в возрасте уже раз в день. Слова вертятся на языке в большинстве языков – от арабского до бурского – и хуже всего, когда их блокируют так называемые «уродливые сестрицы». Пытаешься вспомнить, как звали Ван Гога, а в голове только «Вин Дизель». Чтобы понять, как это происходит, ученые совместили неврологию и компьютерные науки, и получили так называемые нейросетевые модели. В них описываются способы компьютерной симуляции процесса обработки языка нейронами. В этих моделях мозг представлен в виде сети связанных узлов – центров обработки информации. Своего рода компьютеров. Хотя описание в нейросетевых моделях строится на примере сети и узлов, принцип их работы похож на работу мозга.

В 1949 психолог Дональд Хебб вывел теорию, объясняющую, как нейроны меняются во время расшифровки информации. Так мы учимся. И в нейросетевых моделях, и в неврологии, во время мышления конкретные кластеры нейронов или узлов активируются, т.е. начинают посылать друг другу сигналы. Затем активация передается от высших, более сложных групп к простым. Сперва эти паттерны кажутся непредсказуемыми, но со временем становятся вполне регулярными. Во время мышления определенные кластеры нейронов активируются, и связи между ними изменяются, физически увеличивая вероятность того, что и потом они активируются вместе. Словно тропинка в лесу – чем чаще по ней ходишь, тем более она протоптана. Запоминать – это, конечно, здорово, но какой в этом прок, если этим нельзя воспользоваться?

Мозг начинает поиск информации с кластеров высшего уровня, содержащих семантическую или смысловую информацию. И только потом активация доходит до низшей группы, где содержатся фонологическая или звуковая информация. Например, вам хочется поговорить о мече короля Артура. Кластеры высшего уровня реагируют первыми. Потом активация доходят до кластеров каждого звука, слово Excalibur. Если слово вертится на кончике языка, значит кластеры смысла уже отреагировали, а звуковые кластеры еще не полностью активизировались, потому что сигнал в мозге идет окружным путем, а не прямым. Вот почему часто можно описать свойство слова, а не само слово целиком. Это как «начинается с ш-» или «рифмуется с егерь». Когда пытаешься вспомнить, кто играл Терминатора.

Еще оказалось: если слово подсказать, можно принести больше вреда, чем пользы. Исследователи называют это «эффект резолюции»: если самому найти слово, более вероятно, что мозг закрепит правильный путь от смысла к звуку. Так что, если в следующий раз кто-то попросит тебя подсказать слово, можешь посмотреть ему прямо в глаза и сказать: «Нет, так ты ничему не научишься!». Но есть другие способы помочь. Если дать человеку, у которого слово вертится на языке, подсказку. Например, «Арн», когда речь идет об Арнольде Шварценеггере, это поможет ему установить правильные связи в мозге. И в следующий раз ему будет легче вспомнить слово или чье-то имя самому.

Источник: md-eksperiment.org